Тоня Самсонова, журналист, основатель сайта The Question, за шесть лет похудела на 40 килограммов (30 из которых она потеряла за три месяца). Мы попросили Тоню объяснить, как ей это удалось, а она в ответ рассказала про экономику, конкуренцию, масс-маркет, таблицы Excel, Пикассо и лучшую разрядку после тяжёлого дня. Тоня Самсонова
Как спорт помогает привести мозг в рабочее состояние
— Как набирают лишний вес? Мне кажется, история у всех одинаковая. Ты всегда находишь повод быть несчастным, находишь ситуацию в жизни, когда ты можешь себе это позволить. Объективно ты несчастен или необъективно, не имеет никакого значения. Ты всегда объективно несчастен. Все твои переживания, состояния — они же с тобой объективно происходят, тебе же объективно плохо. Не бывает неуважительных причин для того, чтобы располнеть. Нельзя сказать — она потолстела, потому что имела на это право. Или она не потолстела, хотя могла бы и потолстеть. Во многих случаях лишний вес кажется мне следствием большой внутренней проблемы. Существенная это проблема или нет, каждый определяет для себя сам. Свои страдания мы можем сопоставить только со своими страданиями.
Так вот, по меркам моей жизни проблема была существенной.
Я набрала вес быстро. Несмотря на беременность и роды, я точно знаю, что дело было не в гормонах. Я просто помню, сколько я ела. Я тогда в принципе не понимала, чем ещё заниматься.
Я поправилась на 30 килограммов за три месяца и похудела на 30 килограммов за три месяца. Между этими состояниями было примерно полгода. Классно, когда ты можешь получить на время и то и другое тело. Например, ты родился с маленькой грудью и думаешь, каково это — иметь большую грудь. Когда ты весь такой большой — это совсем другое самоощущение. Заходишь в комнату и чувствуешь — ты пришла. Владеешь ситуацией. А когда ты маленький, когда ты заходишь в комнату, могут и не заметить, и тебе нужно махать руками, — всем привет, я здесь, я пришла, — чтобы на тебя обратили внимание. Однако когда я поняла, что вес мешает мне работать, что из-за него меня не воспринимают, я решила похудеть.
Дважды в жизни были ситуации, когда я быстро толстела и быстро худела. После рождения второго ребёнка я поправилась на 20 килограммов, но легко от них избавилась. Я просто изменила образ жизни, больше работала, заняла руки и голову. У меня не было состояния отчаяния. Я тогда не вернулась в свой «школьный» вес, но тем не менее хорошо выглядела. А вот после рождения третьего ребёнка было совсем непонятно, чем заниматься, осенью 2011 года всё было странно. В 2011—2012 годах в принципе мало кто понимал, что делать журналисту в России. Я знала, что продолжу работать, но не понимала, как это реализовать. Было очень тяжело.
Не знаю, сколько бы ещё продлилось это состояние, если бы однажды я не получила «волшебный пендель» от жизни. Мне нужно было сделать документы. Я поняла, что эта задача требует от меня сверхусилий — включения в работу и концентрации. Помню, я тогда встретилась с другом, который увидев меня сказал, что всё плохо, и предложил начать бегать. Бегать не для того, чтобы похудеть, а для того, чтобы выйти из состояния подавленности. По сути, ты занимаешь себя рутиной, которая предполагает постоянные физические усилия, чтобы иметь возможность решать сложные интеллектуальные задачи. В этом смысле бег для меня — эффективный способ приведения мозга в рабочее состояние.
— С того времени — с зимы 2011 года — каждый раз, когда мне нужно много работать или решать сложные задачи, я начинаю больше бегать. Напряжённая работа и интеллектуальные нагрузки требуют разрядки. Когда много работаешь, не получается «разряжаться» алкоголем или вечерним просмотром кино — нужен ритмичный образ жизни. Именно поэтому необходимо бегать, спать, ходить в спортзал или плавать — это нужно, чтобы мозг успевал отдохнуть. Первые две недели были довольно эффективные — я пила чёрный кофе, ничего не ела и бегала. После этого снизить количество потребляемой пищи не составило особого труда — мой рацион преимущественно состоял из варёных овощей, каши и куриных грудок. Потом, уже войдя в ритм, я стала ходить в фитнес-клуб рядом с домом. Я определила, что за одну тренировку должна сжигать тысячу калорий. Это было несложно, потому что на всех кардиотренажёрах стоит счётчик — ты можешь бежать с любой скоростью, можешь ходить, можешь грести с любой скоростью в том темпе, который тебе комфортен. У меня не было цели бежать быстрее, была цель бежать так долго, как это нужно, чтобы сжечь 500 калорий. Кроме того, там был бассейн. В итоге я сжигала 500 калорий в зале на кардиотренажёрах и потом ещё проплывала 1—1,5 километра в бассейне.
Таким образом, спустя январь, февраль и март вместо 92 килограммов я стала весить 62.
Как Excel помогает похудеть и почему полному человеку сложнее быть убедительным
Я помню, мы начали худеть одновременно с Митей Алешковским и оба прочитали статью про чувака, который худел и записывал свои результаты в экселевскую таблицу. И в этом смысле такая таблица — лучший инструмент. Любое упражнение, которое предполагает некий конечный результат, требует постоянных измерений. Я понимаю, что за последние два года у меня есть данные о моём весе за каждый день. Теперь мне не нужно записывать это всё в эксель, но у меня выработалась привычка каждое утро вставать на весы, которые по wi-fi передают данные о моём весе в приложение на телефоне. Я договорилась с собой, что мой идеальный вес варьируется между 56 и 58 килограммами. И если он выходит за эти границы, я начинаю бить тревогу.
Здесь важно не сойти с ума и не заиграться. Потому что в какой-то момент ты думаешь — 56 много, можно и 47. Да, можно, но не нужно. И 47 не нужно, и 52 тоже. Нужно оставаться в рамках психически здорового отношения к себе, иначе велик риск заработать расстройство пищевого поведения. А это не клёво. Я не хочу всё время думать о том, сколько я вешу и как я выгляжу, это отнимает слишком много внимания.
В целом побывать в двух состояниях — большом и маленьком — интересно. Например, когда ты всегда идеален, ты не знаешь наверняка: твои достижения — это результат того, что ты суперкрасивый и поэтому тебе всё легко даётся, или ты умный и сильный, и поэтому все получается. Когда ты толстый, в профессиональном плане объективно сложнее. Это не значит, что полные женщины неудачницы. Нет, конечно. Просто чтобы достигнуть сопоставимых результатов, им требуется гораздо больше усилий. Ведь в работе очень важно быть убедительным. При этом ты можешь быть убедительным в любом виде, но если ты хорошо выглядишь, тебе это сделать проще.
Сколько себя помню, только в первом классе я была маленьким худым ребёнком, после этого — особенно в подростковом возрасте — я понимала, что есть люди худее меня и что правильно, наверное, быть меньше. Однако несмотря на это я всё равно была убеждена в том, что я самая красивая, и в том, что я с первого взгляда вызываю симпатию и нравлюсь людям (такая вот двойственность сознания). Кроме того, я также понимала, что это свойство — нравиться людям — делает жизнь человека легче и влияет на характер. Привлекательные люди часто меньше анализируют и меньше сомневаются — в отличие от тех, кто с детства считает себя не очень красивым и популярным (такие люди больше рефлексируют, у них лучше развита эмпатия и эмоциональное чутьё). А уверенность в том, что тебя все обожают, делает тебя, с одной стороны, менее чувствительным, а с другой — более смелым. Ты меньше боишься, больше рискуешь и легче двигаешься вперёд.
Когда ты не худенький, ты постоянно думаешь — я ок или не ок? С этой точки зрения хорошо быть совсем толстым или совсем худым, но так не бывает. К сожалению, я редко встречала женщин, которые в себе не сомневаются и умеют не думать о том, как они выглядят (если я встречаю таких женщин, то потом расспрашиваю их, как они пришли к такому чувству срединности и гармонии).
Как худоба стала одним из признаков работоспособности
Как-то раз у меня случился разговор с Ольгой Свибловой (искусствовед, директор «Мультимедиа арт музея» — Прим. ред.) — я расспрашивала Ольгу Львовну о женской красоте. О том, как формируются эстетические нормы, почему в одно и то же время могут существовать как идеальные образцы совершенно разные силуэты. Почему одни из образцов фигур, которые мы видим в Инстаграм, это фигуры очень худых женщин с узкой талией, накаченными руками, ляжками и попой. Порой они выглядят просто непропорционально. Мы с вами находимся в ситуации, когда существуют два идеальных типа женской красоты и некоторый гибрид между ними.
Мы начали с того, что женщина-дива не может быть худой. Представьте себе оперную певицу, которая выходит на сцену, — она должна забрать себе всё внимание. У неё должны быть полные длинные руки, расправленные белые плечи, большая грудь — она должна быть. Вы должны видеть красоту, чувствовать её. Или представьте владелицу салона, которая выходит встречать гостей. Нельзя представить, что такая женщина будет маленького роста. Она должна владеть комнатой. Важный человек должен занимать много пространства. Разве можно представить царицу маленькой? Значит, по-настоящему красивая женщина — большая. Эта женщина не работает — дива не может работать. Такой идеальный тип может быть в экономически развитых странах и обществах с таким средним классом, где зарплаты одного человека достаточно, чтобы обеспечивать семью. «Женщина-дива» — это образ красивой женщины, образ растущей экономики, когда зарплаты мужчины хватает на всех членов семьи.
Однако сейчас в развитых странах экономический рост замедляется, а перераспределение доходов устроено таким образом, что последние поколения американцев и европейцев живут хуже, чем жили их родители. Даже в успешных экономиках нужно, чтобы работали оба родителя, причём работали не до 55 лет, а до 60 или 70. При такой ситуации женщине в 40 лет нужно оставаться работоспособной и конкурировать на рынке труда, причём конкурировать с более молодыми людьми — и мужчинами и женщинами. И худоба здесь — демонстрация того, что ты работоспособен. Ты должен быть худым в 30 и 40 лет, чтобы показать — ты ещё активен, молод и у тебя достаточно сил и энергии. Ты готов и можешь эффективно работать. Женская молодость ассоциируется с худобой, потому что девочки-подростки худые. Образ красивой худой женщины — это образ молодости и энергии в первую очередь, а не красоты.
Если зайти в какой-нибудь магазин масс-маркета и посмотреть на женскую коллекцию (предполагается, что вся эта одежда может быть в гардеробе одного человека), то становится очевидно — у женщины в современном обществе несколько ролей. Ей необходимо быть в роли дивы (вечернее платье в пол с глубоким вырезом), в роли профессионала (строгая рабочая одежда) и в роли молодой классной девушки (для этого есть casual). В этом смысле быть женщиной, довольной собой, невозможно. Потому что у тебя сразу три социальные роли. Если ты очень худая, ты не можешь быть дивой, если ты дива, ты не можешь быть профессионалом. Иными словами, ты никогда не можешь найти точку, где ты окей. В природе просто не существует женщин с очень узкой талией, огромной задницей, большой грудью, длинными худыми ногами и руками с накаченными бицепсами.
Почему красота — лучший стимул и лучшее лекарство
Что бы ты ни делала, ты всё равно не будешь соответствовать какому-то из критериев идеальной женщины, потому что их просто нет — нет идеальной модели идеальной женщины. Если бы такой моделью была, например, Твигги, мы бы все похудели и расслабились. Но что делать сейчас — не очень понятно. Особую сложность это представляет для людей, для которых внешность — профессиональное качество. Когда ты работаешь «в телеке», твой вес важен не только тебе, но и оператору с гендиректором. И если на «картинке» ты всегда должен сиять, то в повседневной жизни всё иначе — гораздо важнее, насколько ты собой доволен. Если мы посмотрим ленту Инстаграм, то увидим не нулевое количество красивых женщин с очень грустным лицом, которые не вызывают ощущение, что они нам нравятся. Нам гораздо больше нравятся женщины разные — улыбающиеся, счастливые.
Они нам нравятся больше, чем идеальные женщины, по которым видно, что они страдают.
В Антибе есть музей Пикассо, и там на балконе стоит железная скульптура женщины в очень необычной позе. Вот она: Фото: loumessugo.com Эта поза называется stasis. Суть в том, что, во-первых, в такой позе невозможно долго простоять, а во-вторых, невозможно красиво сфотографироваться для Инстаграм. Но если ты встаёшь в такую позу, сразу чувствуешь уверенность, силу и расслабленность. Это особое ощущение, когда ничего не страшно. И вот эта поза и это ощущение важнее того, сколько ты весишь. Если ты в таком состоянии, тебя так видят.
— Похудеть правда несложно. Это долгое мероприятие, которое требует только дисциплины. К этому процессу в принципе нужно относиться отстранённо. Как к бизнес-проекту — открыл Excel, написал KPI и тупо делаешь. Это всё не связано с твоей личностью — это происходит с твоим телом. Сегодня оно такое, завтра другое, послезавтра третье. И ты можешь сделать его таким, как ты хочешь его видеть.
Когда моя коллега на радио «Эхо Москвы» сильно похудела, многие ребята на работе тоже решили взяться за себя. Её результат стал для них стимулом. Похожая история была и на «Дожде». Там существует культ красоты (возможно, из-за того, что это телеканал, а возможно, из-за того, что Наталья Синдеева просто очень привлекательная женщина). Это не значит, что все должны быть как Наташа, Катя или Маша. Нет, но каждый должен быть феерически красивым, потому что красота — это радость. И это ощущение, когда ты каждый день приходишь туда, где много красивых людей, и все они разные, заражает радостью и счастьем. Так что если вам плохо или вы подавлены, идите туда, где красиво.